Пришло время рассказать о поездке за пчёлами в этом году. О прошлогоднем путешествии можно почитать (и посмотреть!) тут. В этот раз сроки поездки значительно сдвинулись из-за ужасной погоды, которая также оказала большое влияние на развитие пчелосемей. Ещё ни разу я не приезжал за пчёлами так поздно.
Из Архангельска я выехал 7-го июня и уже вечером был в Сямже. Сямжа встретила дождём, который не прекращался уже двое суток. До хутора Сергея оставалось проехать несколько десятков километров. Надо сказать, что последние километры дались очень непросто. Всему виной лесовозы, которые просто-напросто уничтожили грунтовую дорогу. О том, чтобы доехать до хутора своим ходом не было и речи. Пришлось оставлять машину у хороших людей в соседней деревне и идти пешком около 5-ти километров. Вечерняя прогулка доставила мне приятные эмоции, т.к. давали о себе знать 700 км за рулём с одной остановкой. Впервые я присмотрелся к вологодской деревне, а она значительно отличается от привычных глазу архангельских поморских сёл. Ещё заметны следы давно минувших зажиточных лет: планировка, большие деревянные дома, а в каменном здании всё ещё заметен архитектурный стиль 19 века. Как и везде в нашей стране — деревня умирает и находится на завершающем этапе своего превращения в дачный посёлок. Вдоль дороги проходящей через огромные поля встречаются кресты — это память об исчезнувших поселениях, когда-то тут стояли дома и в них жили люди…
На хутор я попал около 10 вечера и был встречен радушными хозяевами — Сергеем и Галиной. Старый пёс алабай встретил меня лаем, но быстро признал и уже через несколько минут радостно вертелся рядом. Спустя 12 часов предстояло собирать пчелопакеты, но погода была довольно скверная: дождь прекратился, но было всё ещё холодно. Прогноз погоды обещал следующий день солнечным, но чувство тревоги не покидало меня. Лишнего дня в запасе у меня не было и не хотелось возвращаться обратно ни с чем. Ранним утром Сергей сказал, что погода будет хорошей, одуванчики распустились. Около 10 утра на домашнем точке закипела работа. За несколько часов предстояло собрать 10 пакетов. Представляю небольшой фото-отчёт.
Прошу обратить внимание на то, что Сергей работает со среднерусскими пчёлами не используя какую-либо защиту: без перчаток, без маски и без костюма. И это при том, что сбор пакетов происходит утром, когда вся лётная пчела ещё находится в улье. Многие пчеловоды, особенно начинающие, считают среднерусскую пчелу крайне агрессивной. Эта байка тиражируется везде и постоянно. Агрессивными бывают межпородные помеси или те семьи, которых таковыми сделает неопытный пчеловод. Среднерусская пчела может проявить агрессию при системных неправильных действиях пчеловода, особенно при защите гнезда от разорения. Это более строгая пчела, не более. Хочу заметить, что пчёлы помнят своих обидчиков. Если при осмотре их постоянно давить, ронять рамки с пчелой, сметать щёткой или делать что-то подобное, то такие пчёлы могут вести себя недружелюбно по отношению к тем, кто пытается проникнуть в улей. Однако, такое поведение характерно и для других пород, не только для среднерусской. Многие начинающие пчеловоды боятся работать с пчелой без защиты. Через этот этап тоже необходимо пройти. При появлении опыта нужно переступать через страх, но прежде — следует научиться работать с пчелой расторопно и аккуратно, тогда и защита будет ни к чему.
Пакеты были собраны достаточно быстро, в среднем получилось по 10 минут на пакет. Около полудня мы с Сергеем уже ехали на его внедорожнике в соседнюю деревню к моей машине. Где-то около 14 часов я отправился в обратный путь, курс был взят на Архангельск. До моей пасеки предстояло проехать более 700км. В 11 вечера я уже разгружал коробки с пчёлами, а на следующий день пчёлы были пересажены в ульи и начали новую жизнь на архангельской земле.
Александр, это какая по счету поездка?
Я уже запутался со счётом… Получается, что четвёртая.
Это становиться хорошей традицией 😉