Содержание
Давно я не писал о том, что происходит на пасеке…
После выставки ульев — пчёлы работали почти весь май. Весь нектар с ивы был собран, пришлось даже ставить магазины, т.к. пчёлы начали заливать нектаром гнездовые рамки. 26-27 мая я уже думал откачать магазины и ждал запечатывания, но вмешалась природа и про майский мёд пришлось забыть. 30 мая температура упала до +6 (это дневная), начал дуть Северо-Западный ветер и вплоть до 15 июня погода была отвратительной (выше +11 градусов температура почти не поднималась при устойчивом СЗ ветре). Из 17 дней только 2 можно назвать условно-рабочими, всё остальное время пчёлы сидели в ульях.
Развитие пчелиных семей
Обычно среднерусская пчела начинает бурное весенние развитие, но не в этот год. Я даже начал предполагать, что у меня погибла большая часть маток во время зимовки, но при осмотре перед похолоданием увидел в семьях по 3-4 рамки печатного расплода и это меня очень обрадовало. Старт развития семей в этом году запоздал почти на месяц!
Шведки
В начале июня я приобрёл так называемых «шведок» от Сергея Гурова. Шведки — это те же среднерусские пчёлы, но шведской популяции. Приобрёл я только маток, причём неплодных. Привёз их где-то 11 июня и к этому времени мои зимовалые семьи успели запечатать по 7-8 рамок расплода. Удалось относительно безболезненно (для основным семей) сделать отводки всего на двух рамках. Отводки пришлось формировать в холод, но пчёлы справились.
Как я формирую отводки для неплодных маток.
Подсадка неплодной матки — достаточно сложная операция. Поскольку таких маток пчёлы могут не принять в семью, могут убить даже при внешне хорошем первоначальном отношении к ним. Для формирования отводка я беру из зимовалой семьи одну кормовую рамку и две с печатным расплодом. Отсутствие свежего засева необходимо для того, чтобы пчёлы не смогли заложить свищевой маточник Маточник может способствовать тому, что неплодная матка не будет принята в семью. Естественно, что рамки следует тщательно осмотреть также на отсутствие матки, все рамки должны быть хорошо обсижены пчелой. Рамки переставляются в новый улей, добавляется заставная рамка (я использую кусок Пеноплекса) и крыша закрывается. Леток я не закрываю, все старые (рабочие) пчёлы при таком положении возвращаются в родительский улей. Именно это нам и нужно, т.к. старые пчёлы могут быть источником агрессии к не плодной матке. После формирования новый отводок не трогаю примерно сутки. На следующий день подсаживаю матку в отводок, но только в клеточке (где матка находится вместе с десятком рабочих пчёл и кормом). Клеточку помещаю между верхних брусков рамок закрепив её при помощи щепки или тонкой ветки. На этот раз, неплодным маткам пришлось просидеть дольше обычного — двое или трое суток, т.к. из деревни я уезжал в город и приехать на пасеку раньше не мог. Открыв улей можно увидеть как несколько десятков пчёл буквально облепляют клеточку — настолько они жаждут вступить в контакт с маткой. Далее — я не выпускаю маток сразу в улей, а приоткрываю крышку клеточки, чтобы пчёлы смогли убрать весь канди и самостоятельно выпустить матку из клеточки. У меня на пасеке этот способ даёт 100% принятие неплодных маток в отводок. Даже если пчёлы хорошо приняли неплодную матку — это ещё не означает, что отводок можно считать новой семьёй. Матка должна совершить облёт с трутнями и оплодотвориться. После того как матка покинула клеточку — улей лучше не осматривать (не вытаскивать рамки), т.к. при осмотре неплодная матка может с лёгкостью улететь и уже не вернуться обратно. Вылет для спаривания она должна совершать без какого-либо участия человека. По этой причине я не трогаю отводки в течении двух недель после выхода матки из клеточки. Пчёлы самостоятельно разберутся 🙂 Максимум, что можно позволить — это открыть крышу улья и не снимая плёнки сверху понаблюдать за пчёлами. Примерно через 2-3 недели совершаю первый осмотр, спустя это время можно обнаружить свежий засев или личинки — это означает, что матки облетелись и начали работать. Отводок можно считать новой семейкой. Бывает такое, что матки теряются при облёте и тогда отводок трутовеет и его лучше даже не пытаться исправить, а растрясти, чтобы вся пчела разлетелась по соседним ульям.
В этот раз пара неплодных шведок потерялось при облёте, но это стандартная ситуация.
Зимовалые семьи
Совершив большой осмотр пасеки во второй половине июня (при наступлении тёплой погоды) я поразился количеству печатного расплода в семьях. Такого взрывного роста я ещё не видел, пришлось расширять семьи и ставить вторые корпуса с вощиной. Пчёлы явно решили компенсировать запоздалое развитие. Все майские запасы мёда и пыльцы были пущены на выкармливание личинок. В нескольких семьях пищевых ресурсов оставалось только на несколько дней. Я порадовался, что холода закончились и установилась хорошая лётная погода, в такую погоду пчёлы могут обеспечить себя всем необходимым без помощи человека. Надо сказать, что взрывной рост численности пчелиных семей прекратился только сейчас, с наступлением хорошего июльского медосбора. У всех зимовалых семей пришлось 2 раза отбирать рамки с печатным расплодом и усиливать «шведские» отводки. Усиление получилось таким, что на текущий момент «шведки» занимают целый корпус и по количеству расплода были близки ко входу в роевое состояние. Эти семьи успешно отстроили по 1 магазину вощины и расширены до двух корпусов миксом вощины и суши.
Новые подставки
Поскольку пасека у меня немного расширилась, то пришлось делать новые подставки под ульи. Старые одиночные подставки делать долго и на их изготовление совершенно не было времени. Новые подставки значительно проще в изготовлении и они сразу под 2 улья (при желании можно разместить и 3). Доски взял от поддонов, которые использовались для перевозки кирпича, доски толстые — 50мм. Разметил участки, вбил в землю сосновые колья (предварительно сделав лунку при помощи лома) и сверху поставил деревянную платформу-подставку. Плоскость выровнял. Это достаточно распространённый в пчеловодстве тип подставок. Получилось вполне надёжно.
Медосбор
Медосбор во второй половине июня был отменный. Установилась тёплая, местами даже жаркая погода (для Севера это всё, что выше +24 градусов). Меня больше всего впечатлило цветение рябин. Пчёл на рябинах было очень много. На каждое дерево приходилось несколько десятков пчёл. Они прилетали за нектаром и пыльцой уже в 6 утра (для тех, кто не в курсе, на Севере май и июнь — это сезон белых ночей) и даже в 10 вечера пара десятков пчёл-фуражиров продолжали работу. Однажды удалось сделать фото пчёл на цветущей рябине:
В этом году во время июньского осмотра пчёл улучил момент и сделал несколько фотографий на телефон. Ранее я этого не практиковал.
Вот такие новости.
Здравствуйте, Александр! Спасибо за информацию. Любопытно. С посадками новых медоносов в этом году не экспериментировали? И как цветут в связи с аномалией, травы?
Здравствуйте, Иван! В этом году ничего нового не посадил. Хочу провести эксперимент с мордовником на заброшенных землях. В этом году посадил только масляничную редьку (оставались семена) + недавно зацвёл прошлогодний красный клевер (был посажен семенами). Все остальные посадки погибли зимой. Зато клевер вырос какой-то гигантский — высота ~80см. Сочный, крепкий, сам бы съел 🙂 Половину посадок редьки грызёт неизвестный вредитель. Из-за аномально жаркой погоды пчёлы игнорируют и редьку и клевер, ни одной пчелы на них не видел. Все летают на луга в пойме реки и подлесье. Заброшенные луга уже желтеют, но ещё цветёт герань луговая, мышиный горошек, разные колючки из семейства астровых и много иван-чая. После иван-чая жду массового цветения осота розового и некоторых зонтичных. Вот такие новости. Как-нибудь напишу о медоносных травах подробнее — фотографий скопилось очень много.
Фотографии — это хорошо, интересно и наглядно. Смотришь на цветы и понимаешь, это — красиво (почти реклама), и производные этой красоты(рекламы) — ваш мёд) А потому побольше фотографий: «герань луговая, мышиный горошек, разные колючки из семейства астровых и много иван-чая»)))
Люблю фотографировать, но на это совсем нет времени. Иногда хочется и видео поснимать, но оператора нет 🙂 В эти выходные надо обязательно выбраться в поля!