Ещё зимой 2022 года меня посещали мысли о том, что грядущий пчеловодный сезон будет из разряда обычных, без погодных аномалий, без жары, без затяжных дождей и холодов посреди лета. Хотелось, чтобы грядущее лето было обычным, умеренным, предсказуемым северным летом. Но всё пошло вопреки ожиданиям.

Зима и весна

Зима 2021-2022 была фантастически снежной. Сугробы в феврале были такой высоты, что пасечный забор высотой в 2 метра я мог просто перешагнуть. Весна как-то сразу не задалась: март был полноценным зимним месяцем с морозами ниже 10 градусов и недельной оттепелью до +6 в середине месяца. Апрель мне показался каким-то тягучим, днём чуть выше нуля, ночью подмораживало. За весь месяц было всего 4 дня с температурой +8 градусов. О каком дружном пчелином облёте может идти речь при такой погоде? Нет, среднерусские пчёлы при такой температуре воздуха могут запросто сидеть в клубе и продолжать зимовку. Была надежда на начало мая. Но 28 апреля в Архангельск пришла голова ледохода. Вся пойма Северной Двины погрузилась в зимний холод при СЗ ветре. Чудо свершилось только 7-го мая: +17 градусов тепла и первый облёт пчёл в 2022 году состоялся! Около недели пчёлы работали, собирали пыльцу с мать-и-мачехи и нектар с ранней ивы. Матки массово сеяли яйца. Потом погода испортилась и откатилась до своего апрельского состояния. Всё это время пчёлы были вынуждены обогревать расплод. В тот моменты я был рад тому, что всегда собираю пчёл в зиму так, чтобы запас кормов был максимальным. Если не съедят запасы зимой, то весной им хватит этих ресурсов на обогрев расплода. Недельное похолодание около нуля градусов — и все излишки были израсходованы. Некоторым семьям пришлось подставить дополнительные рамки с кормом.

В последних числах мая пришло долгожданное тепло: +20 градусов и южный ветер. Июнь подарил шикарную погоду: за целый месяц было всего несколько дней без взятка, когда пчёлы летали только за водой.  Всё остальное время стояла типичная июньская погода. Пчёлы дружно работали. Северная флора такую погоду обожает: радостно идёт в рост, цветёт, привлекает насекомых пыльцой и нектаром. Но есть в этом и негативный фактор. Холодная весна и резкое наступление тепла также резко сокращают длительность цветения различных видов. Можно сказать, что растения не цветут, а горят, они будто стараются успеть к отведённому природой сроку. К началу июня новое поколение пчёл только-только стало появляться на свет и основная нагрузка легла на зимовалых пчёл, но они справились.

Итоги зимовки

Из 40-ка семей ушедших в зиму, весну встретили 39.  Погибшая семья  — это недостаточно развившийся отводок. Причина гибели — истощение кормовых запасов. Парадокс: маленькая семья может за зиму съесть 4 кормовых рамки, а сильная только две. В начале июня выяснилось, что к потерям надо отнести ещё 3 семьи: в них погибли матки. Но последняя потеря довольно условна, т.к. за счёт выживших рабочих пчёл получилось усилить 3 слабых семьи, они получили мощный стимул к бурному развитию. Все погибшие матки были из числа долгожительниц, каждой из них шёл уже четвёртый год. За всю историю моего пчеловодства у меня была только одна матка, которая смогла встретить 5-ти летний юбилей, остальные погибали раньше. Пора заканчивать с этими экспериментами и убирать возрастных маток после третьего рабочего сезона.

Продажа пчелосемей

Зимой 2022 года я получил большое количество телефонных звонков от пчеловодов из разных регионов, многие хотели приобрести у меня маток, пчелопакеты, семьи. Я бы с лёгкостью мог продать всю пасеку. Интересно, что я нигде не писал и не говорил о том, что я продаю пчёл. Почти все звонившие — зрители моего Youtube-канала, которые в моих видео роликах опознали среднерусских пчёл по поведению и экстерьеру. Один из звонивших рассказал, что работал с такими пчёлами в далёком детстве ещё в 1960х и больше нигде их не встречал. Приятно осознавать, что кому-то мои пчёлы подарили положительные эмоции и пробудили приятные воспоминания.

Как известно, коренная порода пчёл в России почти истреблена неконтролируемым завозом южных пород. Пик этого процесса пришёлся на 2 последних десятилетия существования СССР, в какой-то степени продолжался и в последующие годы. Многие пчеловоды отходят от содержания южных пород пчёл из-за их слабой зимостойкости и подверженности заболеваниям при их содержании в холодном климате. Каждая порода пчёл должна жить там, где она эволюционировала (это моё мнение), если говорить про пчёл в контексте устойчивой пасеки. Тёмная лесная пчела, которая прошла эволюцию длиной в несколько тысяч лет, гораздо более стойкая к холодному климату, долгим зимам и к болезням. Она банально выгоднее, пчеловоду не нужно ежегодно приобретать новые семьи и отводки.

В начале июня я продал несколько пчелиных семей, они отправились в Холмогорский и Приморский районы. Один из начинающих пчеловодов даже взял свой первый в жизни мёд, около 15 литров. Первый мёд у новичка в пчеловодстве — самый запоминающийся.

Поездка за матками

Обычно все поездки связанные с пчёлами я совершаю в конце мая или в первую неделю июня. Потом пасека забирает много времени и я не могу себе позволить уехать даже на несколько дней. Этот год стал исключением из-за очень холодной весны. На территории всей области пчёлы развивались с огромным опозданием. Тут надо сделать уточнение, что я пишу о среднерусской породе пчёл и пчеловодов придерживающихся принципов их естественного содержания, которые содержат пчёл без стимуляторов развития, электрических обогревателей и внесения всевозможных весенних подкормок и пр. Поездка за матками в Устьянский район состоялась только в первую неделю июля. Николай Николаевич Верюжский всё также занимается селекцией, облётом маток на изолированном облётнике в тайге. Из этой поездки я привёз 15 маток и 14 из них совершили успешный облёт, 14 отводков стали маленькими семьями и начали своё развитие. Хорошая тёплая погода — один из самых важных факторов для успешного облёта маток, хорошо, что июль 2022 года был жаркий.

Июль-Август

Июнь пролетел незаметно. Наступил июль. Сложно вспомнить такой тёплый месяц за все 10 лет моего хождения в пчеловоды. Не было вообще ни одного плохого дня, весь месяц пчёлы работали даже без кратковременных перерывов. К середине месяца все пчелиные семьи существенно нарастили силу, вторые корпуса стояли у всех перезимовавших семей. Цветы очень хорошо выделяли нектар и пчёлы постоянно были в работе. Ещё в самом начале месяца я сделал около 20-ти отводков. Кому-то достались старые корпуса на 10 рамок из ппу, а вот 6 отводков заселились в новенькие ульи Lyson на 6 рамок. Эти ульи мне очень понравились, они как будто созданы для отводков, очень удобно собирать отводки, переносить, подсаживать маток, а леток можно сократить так, что проходить сможет только одна пчёлка. Своих маток в 2022 году почти не выводил, немного побаловался, — всего 5 штук облетелось. Было бы больше, но 4 самых маленьких отводка были разорены воровками. Для среднерусских пчёл это очень редкое явление. Воровки были вычислены. Виновной оказалась всего одна семья! Она будет лишена возможности выводить трутней и будет выбракована из селекционного отбора в 2023 году. Воровство произошло в последних числах июля на фоне внезапно оборвавшегося взятка. Было безумно больно наблюдать за пчёлами. Им это было очень непонятно, они хаотично летали, искали источник нектара, но ничего интересного не находили, пыльцу носили регулярно. Их настрой на работу постепенно иссякал, пчёлы становились резкими. Если проводить аналогии с людьми, то их поведение стало даже немного злобным. Наступил август, прошла первая неделя, но положение не менялось, нектара не было. В какой-то мере выручила хвойная падь. Много пчёл было замечено на соснах и лиственницах. Забегая вперёд скажу, что падевого мёда в этом году было предостаточно. Надо заметить, что внезапное прекращение выделения нектара растениями «накрыло» не только меня. Много позже мне стало известно, что от этого явления летом 2022 года пострадали многие пчеловоды от Белого до Чёрного моря.

Урожай

В середине августа я приступил к постепенному отбору мёда. Поначалу мне сильно мешали пчёлы-воровки. При разборе рамок у любой семьи они слетались и пытались украсть мёд, работать было невозможно. Я немного схитрил и перед работой на пасеке выставлял вёдра из под мёда на т.н. осушку. Пчёлы-воровки слетались на аромат мёда и собирали остатки прошлогоднего мёда из пустых вёдер. Я никогда не мою тару из под мёда. По мере продажи мёда, вёдра с крышками объёмом 10-12л привожу в пасечный дом, они стоят и ждут «своего» часа. В этот раз я выставил даже старый медогон на стенках которого скопилось достаточно много мёда. Пчёлы всё вычистили, будто кто-то вымыл и высушил. Когда вся тара закончилась, я начал просто закрывать леток у вороватой семьи и нападения прекратились. Воровство вообще не свойственно среднерусским пчёлам, но бывают и исключения.

Интересно!  Пчеловодный сезон 2020. Часть II

Урожай 2022 года был скромнее, чем летом 2021, но тоже приличный. Цифры я писать не буду, чтобы не разжигать эмоции у завистников-бездельников.

Сбор пчёл в зиму

Поздние работы на пасеке — это отбор мёда, сбор пчёл в зиму и обработка от клеща. Сбор гнезда на зиму  для среднерусских пчёл — это достаточно условное понятие. Я собираю хорошие кормовые рамки с большим запасом мёда в нижний корпус, где пчёлы будут зимовать. Работу существенно облегчает тот факт, что тёмная лесная пчела уже в начале августа завершает яйцекладку. Во второй половине августа весь расплод уже выходит. Однако, на всю пасеку у меня было несколько десятков рамок с расплодом, который пчеловоды именуют  «на выходе». Эти рамки тоже ставлю в нижний корпус. Тёмная сушь (до чёрной я не довожу), рамки с пергой я никогда не оставляю на зиму. Если получается собрать в нижний корпус рамки из которых вышло от одного до трёх поколений пчёл, то это самый лучший вариант. Надо думать о том, куда матка будет сеять яйца в следующем году. Пчёлы должны выводиться в крупных ячейках и, как следствие, иметь максимальный вес и идеально развитое тело. Пчёлы вышедшие из тёмной суши будут иметь меньший вес и менее развитые внутренние органы, что негативно скажется на их выживаемости во время работы и поведении.

В качестве профилактической меры против клеща Варроа я применяю муравьиную кислоту. Покупаю её в бутылках и самостоятельно разливаю её по женским прокладкам по 25-30мл на семью. Это оптимальная дозировка для большой семьи. Для контроля за осыпанием клеща я использую донные задвижки. В этом году клеща было много, для среднерусских пчёл «много» — это 200-250 штук на семью, но это максимальный показатель. Отдельным семьям повторил процедуру и после повторной обработки осыпалось около десятка клещей. Для слабых семей (тех, что уходят в зиму на 4х рамках) я применяю полоски Экопол. Я не использую препараты на основе амитраза и флувалината.

Пчёл убрал на зимовку в первых числах ноября, как только установилась стабильная морозная погода. Поздней осенью всю пасеку стали одолевать синицы, которые выманивали пчёл на леток и с удовольствием их поедали. Их счастье длилось недолго 🙂

Очень странный год. С одной стороны — средний урожай, с другой — я сделал всё от меня зависящее и создал хороший задел на следующий сезон. Матки облетелись, новые семьи созданы. С нетерпением жду следующего года.

Другие страницы

Назад
Вперёд
  • Толченый мёд

    Толченый мёд

    Продукт, технология производства которого описана в данной работе, имеет ...

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.